?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Игры в магию

Каталонский скульптор и художник Жузеп Субиракс (Josep Maria Subirachs i Sitjar) за главный труд своей жизни взялся в 60 лет - в 1987 году уже всемирно признанному мастеру доверили декорирование фасада Страстей в Саграда Фамилиа. Работа заняла целых 22 года, и за это время сеньору Субираксу довелось услышать многое о себе и своём творчестве. Выбранный скульптором экспрессионизм сильно контрастировал со стилем, в котором строилась Саграда Фамилиа до появления в ней Жузепа Субиракса.




Надо сказать, что в Барселоне на протяжении многих лет в культурной элите всегда были те, кто осуждал строительство до победного конца. Поэтому стиль, выбранный для скульптур фасада Страстей, раздул тлеющие угли в критическое пламя. «То, что этот храм искупительный, не значит, что мы должны наказывать его такими скульптурами», «Тогда давайте разберём храм и продадим его японцам», «Субиракса на Тибидабо!», «Руки прочь от святыни!», «Субиракс, Гауди хочет поговорить с тобой», - вот некоторые выдержки из прессы того времени. Кульминацией протеста стала манифестация деятелей культуры 10 июля 1990 года, проведённая непосредственно напротив фасада Страстей.

Чиновники, отвечавшие в правительстве города за строительство храма, отреагировали цинично: «любые дискуссии о Саграда Фамилиа и даже вот такие акции привлекают внимание публики и увеличивают пожертвования». Поддерживать накал страстей, если предмет протеста - не работа и зарплата, а протестующие - поэты, художники и искусствоведы, совсем непросто. Поэтому ничего удивительного, что вскоре всё стихло, и люди смирилась с тем, что главное сокровище Барселоны выглядит теперь и вот так.

Моё личное отношение к скульптурным группам фасада Страстей - нейтральное: когда Жузеп Субиракс поднимался на строительную площадку, я ещё учился в московском институте. Но поскольку учили меня математике, то мимо одной детали пройти равнодушно не могу.

Каждый, кого на экскурсии по Саграда Фамилиа сопровождал гид, знает, что таблица на стене рядом со скульптурной группой «Поцелуй Иуды» совсем непростая: это магический квадрат - сумма чисел по всем горизонталям, всем вертикалям и двум диагоналям одинакова и равна 33. Ну, а про 33 никому ничего объяснять не надо.



И, возможно, что эта поделка - самая ненужная вещь в Саграда Фамилиа, неубедительная попытка добавить эзотерического аромата. Во-первых, в магических квадратах числа не повторяются, в квадрате 3х3 будут использованы числа от 1 до 9 и сумма в каждой горизонтали, вертикали и двух диагоналях будет равна 15. Для квадратов 4х4, соответственно, числа от 1 до 16 и сумма 34.

Магические квадраты известны испокон веков. Квадрат на фасаде Страстей - не что иное, как редакция классического магического квадрата 4х4, знакомого ещё древним индийцам. Жузеп Субиракс (или, возможно, его внук, закончивший начальную школу) просто уменьшил на 1 числа в четырёх клетках. Если бы вдруг возраст Христа был 32 года, пришлось бы вычесть 2 и т.д.



Во-вторых, эпитет «магический» таким квадратам дали не математики. Он появился благодаря их использованию в талисманах и магических ритуалах. Например, если ваша планета - Юпитер, а число Юпитера - это 4, то талисман для вас хорошо бы усилить изображением магического квадрата 4х4. А если вызываете дух Сатурна, держите рядом листок с магическим квадратом 3х3.

Можно над всем этим посмеяться, но тут одно из двух: или ты не веришь в магию - тогда не рисуй никаких квадратов, или веришь - тогда изволь делать всё по правилам. Некоторые называют квадрат Субиракса «почти магическим», представляю, что сказал бы на это Антони Гауди, который был безупречен в каждой мелочи.

Наглядный пример, как нужно правильно использовать магические квадраты, дал Альбрехт Дюрер. Выдающийся немецкий художник в 1514 году закончил работу над «Меланхолией», одним из своих графических шедевров. Это резцовая гравюра, выполненная на меди. В правом верхнем углу гравюры находится магический квадрат - классический вариант 4х4, повёрнутый на 180 градусов. В результате поворота магия квадрата не исчезла, зато в нижней горизонтали возникло нужное Дюреру число 1514.



Жузеп Субиракс умер в апреле 2014 года, прожив плодотворную жизнь длиной в 87 лет. Об увековечении памяти о себе мастер позаботился заранее. У Никодима, тайного ученика Иисуса, помогавшего снять его тело с креста, в скульптурной группе на фасаде Страстей лицо сеньора Субиракса. Не каждому дано так остроумно воспользоваться служебным положением. Что ж, здесь молодец.






Комментарии

( 35 комментариев — Оставить комментарий )
helga_petson
10 фев, 2015 18:45 (UTC)
Мне фасад Страстей понравился.
И есть же эскизы Гауди этого фасада, он у него такой же.
aproveche
10 фев, 2015 18:49 (UTC)
в смысле, арки или скульптуры тоже?
lotilda_art
10 фев, 2015 20:35 (UTC)
У Гауди на эскизе иное. Линии органические, живые, нет этих жутких углов.
krats
10 фев, 2015 18:58 (UTC)
А есть хоть какое-то предположение о проценте готовности Саграды? Или уже интересует сам процесс?)
aproveche
10 фев, 2015 19:20 (UTC)
Планировали в 22 году закончить, если вдруг деньги не кончатся. Оценить в процентах трудно. Башни Христа и Марии будут значительно выше тех, что уже есть.
Гуля Галеева
15 фев, 2015 22:09 (UTC)
планируют к 2026 году закончить ...
bayur_artem
10 фев, 2015 20:05 (UTC)
ну очень красиво! Замечательная работа, великого человека!
as_avgust
10 фев, 2015 20:20 (UTC)
Гид в Барселоне, весьма уверенно болтавшая по каталонски, и живущая там не один год так же уверенно произносила "СубираКС". Я вовсе не в курсе как верно. Вы можете что-либо сказать в обоснование вашей версии?
мне крайне важно разобраться - он клевый, его работы определялись безошибочно на улицах Барселоны и оставались в сердце - но вот, оказывается, я не уверена как верно произносить его имя!
aproveche
10 фев, 2015 20:42 (UTC)
Уточнил у местных преподавателей. "Субиракс" - правильно.
as_avgust
10 фев, 2015 21:06 (UTC)
спасибо! вы вернули мне утраченный покой))
aproveche
10 фев, 2015 21:07 (UTC)
вам спасибо за замечание, поправлю текст.
wlad_1978
10 фев, 2015 20:58 (UTC)
думаю что подобные споры всегда будут иметь место, трудно сказать какие именно ощущения вызывает всё понастроенное на соборе но масштабу не отнимать это точно
ljubush
10 фев, 2015 22:33 (UTC)
Интересные скульптуры, спасибо за рассказ. И не верится, что в июне я увижу всю эту красоту:)
aproveche
10 фев, 2015 23:26 (UTC)
стройка не останавливается, в июне вы увидите больше :-)
notabler
10 фев, 2015 22:36 (UTC)
Мне понравилось. Есть у него и вкус, и талант, и мастерство
helga_petson
11 фев, 2015 05:24 (UTC)
Ссылка на эскиз Гауди
http://zoroastrian.ru/files/star2/gaudi%202012%20%2815%29.jpg

В 1985 году скульптор Хосе Мария Субиракс получил заказ на исполнение скульптурных сцен фасада. Субиракс принял заказ на руководство строительством на двух условиях: что ему будет разрешено жить на территории храма и ему будет предоставлена полная свобода в работе.
По контрасту с фасадом Рождества Христова, с его выраженной «барочностью», Субиракс в Страстном фасаде сделал ставку на суровый взгляд.
Скульптурное повествование начинается с «тайной Вечери» и следует S-образной линией по направлению к финалу – сцене погребения. Скульптор работал как кинорежиссёр, задумывая некое целое для созерцания и осмысления.
На оригинальном эскизе Гауди все те, кто шел за Христом – с одной стороны и противостоят тем, кто ополчился против него, с крестом положенным внизу между ними. Субиракс решил идти путём Креста с кульминацией в Распятии наверху.
На стене магический квадрат чисел. Числа складываются в цифру 33 (возраст Распятия Христа) в более чем пятистах комбинациях, но дважды возникают 10 и 14; их сумма, равна 48, что является нумерическим эквивалентом слова INRI (в римских цифрах) – надпись на кресте: Iesus Nazarenus, Rex Iudaiorum. (Иисус Назарянин Царь Иудейский).
Замысел сделать Страстной фасад западным заключался в том, чтоб ежедневно лучи восхода фасад Рождества, а лучи заката – Распятие.

Об эстетической составляющей архитектуры Гауди можно иметь разные мнения - кому-то нравится, кому-то нет. Меня в его творениях больше всего поражает комплекс конструктивных решений, сочетание света, цвета, звука, воздуха и что все это очень органично, как само собой разумеющееся.
Жаль, что теми же гидами все преподносится как развлекательный аттракцион.

Edited at 2015-02-11 05:37 (UTC)
silviapons
11 фев, 2015 16:15 (UTC)
хорошо вам, Демиургам математических формул!
Ловите с пол-пинка архитекторов, неудавшихся изотерических шарлатанов...не то, что бедные служители Мельпомены, которым иногда после сильных возлияний для прихода Музы может спроста показаться,что 2х2=5;))
aproveche
11 фев, 2015 20:41 (UTC)
с бедных музыкантов никто и не спрашивает
living_in_praha
6 мар, 2015 20:30 (UTC)
Не знаю как насчет магического квадрата, но контраст между тем, что строил Гауди и новым - разительный. Я прекрасно понимаю тех, кто против продолжения строительства храма. И это совершенно не то, что задумывалось первоначально.
vsokolov21
6 мар, 2015 20:52 (UTC)
В храмах, которые строились столетиями, разные стили накладывались друг на друга.
И себя художники нередко увековечивали, и заказчиков, и даже своих врагов.
И тот же Дюрер, как видим, и религиозные картины писал, и магические квадраты изображал.
Так что всё в пределах традиции.
igor_piterskiy
6 мар, 2015 22:20 (UTC)
Согласен. Конечно, эти скульптуры не вполне в духе Гауди, но это, в конце концов, только небольшая деталь сооружения. А через 100 лет все будут считать, что так и надо.
(без темы) - udalzov - 7 мар, 2015 06:24 (UTC) - Развернуть
tinaword
7 мар, 2015 06:37 (UTC)
очень интересно, спасибо.
curhatuy5
7 мар, 2015 08:02 (UTC)
"Мэрия Барселоны забыла поставить памятник трамваю, задавившему Гауди. Где бы еще они нашли третий век неконтролируемые доходы". (Исключительно со слов аборигенов)
ulichanka
7 мар, 2015 12:38 (UTC)
Мне это почему-то напомнило дискуссию вокруг памятника Петру I Церетели. Некоторые до сих пор плюются.
aproveche
7 мар, 2015 18:00 (UTC)
хорошо хоть его не достраивают :-)
(без темы) - wit_mense - 7 мар, 2015 15:22 (UTC) - Развернуть
hogzon
8 мар, 2015 08:01 (UTC)
то, чему раньше придавали мистическое толкование каким-то явлениям и предметам, не означает, что этой традиции нужно следовать до буквы и сейчас.
молодёжь частенько цепляет цацки, например, в виде креста, пентаграммы или какого-нить языческого символа.
но это вовсе не означает, что они христиане, сатанисты или язычники.
это просто украшение.
для меня не приемлемо носить крестить в ухе, и отвратительно видеть каблук в виде креста, но мои религиозные заморочки - мои.
для другого это просто красивый элемент декора.

так же и пасьянсы и другие игры раньше использовали в качестве гадания, или иного языческого ритуала, сейчас это просто светское времяпровождение.

а скульптуры, нужно сказать отстой.
latunov
8 мар, 2015 23:15 (UTC)
ну это вряд ли...
petr_suslov
9 мар, 2015 18:41 (UTC)
О храме
Католические храмы могут содержать в себе хоть лики святых, хоть грешных художников. По сути весь католицизм стоит на приобретаемой святости папы, который такой же грешный человек. С точки зрения же искусства- красиво!
Владимир Степанов
27 мар, 2015 10:37 (UTC)
Re: О храме
\\\\\\По сути весь католицизм стоит на приобретаемой святости папы, который такой же грешный человек.\\\\\

Ну, положим, в католицизме есть ещё кое-что, кроме "святости Папы"... Так что, как говорится, "учите матчасть", молодой человек!
petr_suslov
27 мар, 2015 16:36 (UTC)
Re: О храме
Прискорбно, но не так уж и молод. А незачем интересоваться чем-то уже в силу наличия такого "папы". Был простой грешник и вдруг раз и представитель Бога на Земле. Бред!! А их целибат?? Это что-то не здоровое! Вот у них и скандалы с "душком". А договор Папы с Гитлером? А крестовые походы? А кровавое миссионерство?? Поневоле начнешь считать католиков враждебными.
Сергій Коцай
16 мар, 2015 09:59 (UTC)
храмы должны показывать всё в каком оно бы свете не было
Сергій Коцай
16 мар, 2015 09:59 (UTC)
и не важно грешних людей или праведних они изобразили
Владимир Степанов
27 мар, 2015 10:34 (UTC)
Скульптура "Поцелуй Иуды" явно "содрана" с одноименной фрески Джотто.
А в целом творение этого Субиракса или как его там... почему-то до боли напоминает "шедевры" Церители.
( 35 комментариев — Оставить комментарий )

Метки

Разработано LiveJournal.com